Фрукты, ягоды
Консервация фруктов, овощей, ягод и грибов
Заметки:
Счетчики :

Яндекс цитирования
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru


Организация кружка юных друзей растений


Одна из форм школьной работы по охране растительного мира — организация кружка юных друзей растений. Руководить этим кружком должен учитель биологии. В качестве консультанта целесообразно привлечь к работе кружка высококвалифицированного специалиста-ботаника (например, научного сотрудника какого-либо исследовательского учреждения, преподавателя вуза или техникума и т. д.).
Школьники-кружковцы прежде всего должны располагать точными сведениями о том, какие виды растений данного района, области находятся под угрозой и нуждаются в охране. Затем надо непременно обзавестись хорошими цветными рисунками этих растений, чтобы безошибочно узнавать их по внешнему облику. Полезнее всего перерисовать эти рисунки самим ребятам из подходящего источника (по указанию учителя или консультанта). В конечном счете в распоряжении кружка должны быть хорошие «портреты» всех редких растений. Помимо рисунков, желательно иметь также цветные диапозитивы с изображением тех же растений. Они могут понадобиться при проведении разного рода лекций и бесед об охране растительного мира.
Для каждого редкого вида кружковцы должны составить его полную характеристику (морфологические признаки, особенности размножения и развития, условия произрастания, географическое распространение, практическое использование и т. д.). Эту работу можно делать всем кружком, если каждый вид возьмут на себя 2—3 человека. Для характеристики вида следует привлечь максимальное число литературных источников (научно-популярные работы, энциклопедии, всевозможные справочники и словари, в некоторых случаях даже научные монографии и статьи).
Имея цветные изображения растений и их подробную характеристику, кружковцы могут познакомить всех желающих с теми видами флоры, которые необходимо охранять. С этой целью полезно организовать небольшую постоянную выставку в своей школе (например, в кабинете биологии). Экспонатами такой выставки будут крупные изображения растений и таблички с подробным пояснительным текстом для каждого вида. Если есть диапозитивы, руководитель кружка может провести в своей школе, & также в других, соседних школах беседу о редких растениях. Беседа получится очень наглядной: присутствующие увидят, какие именно растения следует оберегать. Ознакомить с этим возможно более широкий круг лиц чрезвычайно важно. Особенно полезны такие беседы в пионерских лагерях летом (иногда ребята по незнанию рвут для букета редкие растения). Подобного рода беседы об охране флоры можно провести также среди отдыхающих на турбазах, в санаториях, пансионатах, домах отдыха и т. п.
формы работы кружка юных друзей растений могут быть очень разнообразными. Вот еще одна из них — создание живой коллекции редких видов растений на пришкольном участке. Эта работа потребует для своего выполнения не одного года. Лучше всего вырастить редкие растения из семян, собрав их в природе или получив из ботанического сада. Однако при выращивании из семян большинство многолетних трав зацветает не в первый год, а только через несколько лет. Сделав посев, нужно на протяжении довольно долгого времени ухаживать за всходами, своевременно их поливать, делать прополку сорняков и т. д. Эта работа младшим школьникам вполне по силам. Она интересна тем, что ребята смогут проследить различные стадии развития выращиваемого растения — от прорастания семян до цветения. Такая работа приносит также и немалую пользу: она развивает наблюдательность, расширяет представления о растительном мире, закрепляет знания по природоведению и ботанике. Надо, однако, отметить, что не все редкие растения можно вырастить из семян, даже если есть семена. Дело в том, что для получения всходов иногда нужны особые условия, которые создать трудно. При обычном же посеве семена не прорастают (это относится, например, к представителям семейства орхидных). Не следует, конечно, выкапывать взрослые растения в природе и затем пересаживать их на пришкольный участок. Подобного рода деятельность (а так, к сожалению, поступают некоторые «любители природы») уменьшает численность и без того редких видов флоры.


Дата публикации: 8 октября 2013;
Количество просмотров новости: 556